Today is a free download without charge Download

Бурдье П. и др. - Общедоступное искусство опыт о социальном использовании фотографии. [2014, PDF, RUS]

Reply to topic
 
Author
Message

Omen ®

Longevity: 8 years 8 months

Posts: 181087

Торрент-статистика

Post 23-Apr-2016 18:03

[Quote]

Общедоступное искусство опыт о социальном использовании фотографии.
Год издания: 2014
Автор: Бурдье П. и др.
Жанр или тематика: монография, социология
Издательство: М.: Праксис
ISBN: 978-5-901574-93-5
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Нет
Количество страниц: 449
Описание:
Коллективное исследование известного французского социолога Пьера Бурдье и его коллег посвящено анализу социальных способов использования фотографии в современном обществе. Обычно фотография и занятие ею рассматриваются как частное и притом интимно-личное занятие отдельных индивидов и семей. Однако в действительности, как показывает в своем исследовании Бурдье, нет ни одного жанра повседневного искусства, которое в столь же значительной степени определялось бы социальными практиками и перспективами, как искусство фотографии. Особое внимание в работе уделяется социальным функциям, исполняемым жанром фотографии в современном обществе.

Примеры страниц

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ 13
ВВЕДЕНИЕ 15
Исследование занятий фотографией и смыслов фотографического образа представляет собой наиболее удобный случай задействовать оригинальный метод, нацеленный на то, чтобы при некоем тотальном понимании уловить объективные закономерности поведения и переживаемый опыт такого поведения.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. КУЛЬТ ЕДИНСТВА И КУЛЬТИВАЦИЯ РАЗЛИЧИЙ 31
Объяснение фотографической практики через универсальный характер «потребности» в фотографиях принимает следствие за причину.
Фотография, признак и инструмент интеграции 38
Фотографическая практика зависит от семейной сплоченности и в то же время имеет интегрирующую функцию, выступая в ритуалах увековечивания торжественных событий.
Случаи из практики и случайная практика 56
Обусловливаемая функцией сплочения семьи, фотографическая практика, как правило, сочетается с событиями, способствующими семейному времяпрепровождению, и не может, не вступая в противоречие с собственной функцией, избавиться от определяющих ее поводов, преобразовавшись в практику автономную.
Приверженцы или «извращенцы»? 68
Практика, избавившаяся от семейной функции, встречается у индивидов, слабо интегрированных в общество, и часто предстает в качестве формы, выражающей девиантность. Чаще всего она определяется через отказ от норм, которые определяют для каждого социального класса качество и интенсивность практики.
Классовые различия и класс, отличающийся от других 78
В отличие от других культурных практик, фотография обесценена из-за своей распространенности, так что позиции различных социальных классов по отношению к занятиям фотографией подчиняются логике снобизма, как поисков отличия ради отличия.
ГЛАВА ВТОРАЯ. СОЦИАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОТОГРАФИИ 119
Искусство, подражающее искусству 119
Только наивный реализм заставляет считать реалистической фотографическую репрезентацию реального; если же таковая репрезентация предстает объективной, то дело в том, что правила, определяющие социальное употребление фотографии, соответствуют социальному определению объективности.
«Варварский вкус» 125
Народная эстетика, выражающаяся в фотографической продукции или в суждениях по поводу фотографий, представляет собой противоположность эстетике кантианской; она всегда подчиняет производство и использование образа и сам образ социальным функциям.
Иерархия легитимностей 149
Множество мнений, вызываемых фотографией, объясняются тем, что она располагается на полпути между вульгарными и благородными практиками.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Наряду с большой массой фотолюбителей, осуществляющих в поведении социальную функцию фотографии, не воспринимая эту функцию как таковую, изучаемые здесь группы имеют следующую общую черту: они покончили с наивной приверженностью социальному определению фотографии, которое напоминает о себе лишь тогда, когда мы пытаемся как-нибудь обыграть его или поставить его с чем-либо во взаимодействие.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИТЯЗАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЧАЯНИЯ 160
Если у всех членов фотоклубов общая черта состоит в том, что они хотят покончить с расхожим использованием фотографической практики, то своим занятиям фотографией они дают не одни и те же обоснования.
Когда не терпится очертить границы 163
В обществе, где господствует модель традиционного искусства (и доминируют группы, стремящиеся монополизировать занятия искусством), деятельность фотоклубов мыслится в соотношении с живописью. Однако же это не столько попытка подражать искусству живописи, сколько усилие, направленное на то, чтобы стать достойным известного образа социальной функции живописи, которым вдохновляется практика фотографии.
Терпение мастерства 178
В клубах с простонародной публикой ссылки на искусство играют меньшую роль, чем техническое обоснование. Хотя фотография здесь не является самоцелью в большей степени, чем в фотоклубах элитарных, можно тем не менее задаться вопросом: может быть, бесхитростное владение фотоаппаратом и умение им манипулировать вновь актуализирует утраченное отношение к культуре, располагавшее ее среди «механических искусств»?
ГЛАВА ВТОРАЯ. РИТОРИКА ФИГУРЫ 194
Использование фотографии ради свидетельства о реальных событиях и сообщения их в прессе вроде бы соответствует социальному определению занятий фотографией.
Периодическое и мгновенное 196
Фотографы из журнала France-Soir стараются показывать события в процессе их свершения и создавать «объективные» образы. Для фотографов из Paris-Match фотография должна быть «синтетической» и «символичной»; поэтому они довольствуются монтажом сцен «задним числом» вместо того, чтобы снимать фотографии «с натуры», и иногда им это даже удается, потому что здесь легче показать символы.
Аллюзия и эллипсис 206
France-Soir и Paris-Match различаются, прежде всего, периодичностью выхода. Временная дистанция, отделяющая каждый журнал от события должна измеряться с позиций относительной ценности этого события. Paris-Match, в первую очередь, использует символическую фигуру эллипсиса.
Объективность напоказ 212
Навязываемая потребностями прессы, скомпонованная фотография никогда не выдает себя за постановочную. Размытость представляет собой главное качество фотографий повседневности, потому что она служит гарантом их подлинности.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ И ЛЖЕПОДОБИЯ 225
Как добиться единства смысла в двойном предмете изучения фотографии и рекламного фотографа?
Компромиссный жанр 226
Работая в промежутке между жанрами промышленной и художественной фотографии, рекламный фотограф испытывает некоторую трудность в поисках собственной специфичности. Его практика допускает значительные зоны варьирования, но по-прежнему подчиняется необходимости: добиться, чтобы в творчестве совпадали фотографический реализм и рекламная суггестия.
Двойные игры 234
Реклама извлекает выгоду благодаря тому, что фотография пользуется реализмом, «протаскивая» замысел, который будет воспринят как реалистический. Подобная двойная игра типична для всякой рекламной выразительности, но вербальный слоган позволяет использовать риторику — более свободную, чем образ, который всегда должен оставаться репрезентативным.
Закодированное сообщение 240
Действенность рекламной фотографии зависит в большей степени от предложения образа, доступного зрителям и «помещенного в социальную обстановку», чем от запечатления бессознательного, и основана на сугубо аллегорической функции.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. МЕХАНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО, ДИКОЕ ИСКУССТВО 248
Исключительная ситуация и общие места 248
Изобилие теорий и эстетических дискуссий выявляет в часто встречающихся проблемах и в единообразии ответов на них осознание противодействия социальному определению фотографии.
Нерешительное творчество и эстетика, имеющая решающее значение 259
Из-за того, что прерывное и выборочное восприятие моментов акта фотографирования усугубляет двойственный характер творчества, всегда ставящаяся под сомнение художественная интенция может представать и как покорность обусловленностям, навязываемым автоматом, и как верность произведениям, предлагаемым самой природой. Эта интенция утверждается при провозглашении сразу и строгой, и произвольной системы норм и запретов.
Эстетические реминисценции и социальная принадлежность 267
Будучи вынужденными — из-за неопределенности фотографического образа — требовать у эстетических традиций определения иерархии высоко ценимых объектов, эстеты характеризуются, прежде всего, отношением к группам, учреждающим эти традиции.
ГЛАВА ПЯТАЯ. РЕМЕСЛЕННИКИ ИЛИ ДЕЯТЕЛИ ИСКУССТВА? 279
Фотографы настаивают на том, что у них в профессии слаба связь между профессионалами. Причину этому можно искать, анализируя ожидания, предшествующие становлению фотографов профессионалами, и ожидания профессионалов, «выживших в борьбе за существование».
Ожидание профессии и ожидания профессионалов 279
Разнообразие позиций фотографов по отношению к собственной деятельности фактически маскирует разнообразие объективных условий, характерных для их профессии, которая сама зависит от устойчивости различий, сопряженных с социальным происхождением.
Хорошие манеры: фотографы и успех 299
Оттого что успех в фотографии связан с фотографированием высоко ценимых предметов и с вращением в престижных средах, только учет «манер» и «класса», представляющих собой преимущественно социальное достояние, позволяет уловить модальное воздействие социального происхождения на профессиональное положение фотографа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 329
Только после анализа социального применения фотографии в его разнообразии мы можем без обиняков рассмотреть проблему психологических условий возможности такого применения.
ОБРАЗЫ И ФАНТАЗМЫ 330
Сверхнагруженный образ 334
Способ принятия фотографии показывает, что она может иметь весьма разнообразные смыслы, не будучи нейтральным объектом. Правовые формулировки свидетельствуют о трудностях и амбивалентности, связанных с фотографией.
Латентные фантазмы и явные образы 352
Кажется, будто фотография может служить опорой для бессознательной деятельности по производству фантазмов. Однако символика патологии и символика фотографии располагаются на разных уровнях. Фотографический образ не столько дает путь доступа к бессознательному, сколько служит предлогом для каких-то предсознательных рационализаций.
Экзорцизм и сублимация 370
Высокая структурированность предмета фотографии, его осознанная квазинасыщенность скорее уносят его в возвышенные области грез и эстетизма, чем вызывают топтание на месте, унося в психическую болезнь. Поэтому предмет фотографии может и сам наделяться социальными функциями и принимать на себя особую промежуточную символику, необходимую для регулирования и дисциплинирования субъективной жизни.
ХРОНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 383
ПРИЛОЖЕНИЕ 384
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 416
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Александр Бикбов. Проявленные структуры фотопрактики (становление критической социологии культуры) 417
Other forum [Profile] [PM]
Display posts from previous:    
Reply to topic

The time now is: Today 18:57

All times are GMT + 3 Hours



You cannot post new topics in this forum
You cannot reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot vote in polls in this forum
You cannot attach files in this forum
You cannot download files in this forum